Первые
камины начали строить в Римской империи. Их устраивали внутри каменных
стен, что позволяло освободить пространство. Внешнее обрамление
топки-портал-декорировали рельефами.Для обогрева нескольких помещений
под окнами росполагали отопительные каналы, по которым подавался
горячий воздух.Позднее над камином стали сооружать кирпичные дымовые
трубы, которые защищали деревяные конструкции зданий от случайного
возгорания.В каменных домах появилась возможность располагать очаг в
любой части помещении, а сам дымоход прокладывать в
стене.Всреднивиковье размеры каминных порталов увиличились,были такие в
которых могли готоаить цельного быка на вертеле. Возьле замков, рельеф
из лесного очень быстро менялся на степной.Ушлые кресьтьяние изобрели
вид бизнеса торговли дровами.Их специально замачивали,сушили и после
этого они горели гараздо дольше.
СТИЛИ
Слово "рустик"
означает-грубый,колотый,тёсаный(камень, поверхность).Стиль "рустик"-это
синоним натуральности.Зарождения этого стиля можно отнести к концу
эпохи варварсива, когда в примитивном сознании стали проявляться
зачатки искусства, рождаться его своеобразный язык.Среди всех
материалов, которые человек применял для строительства и украшения дома
и очага, были грубо обработаные камни и дерево, как самые доступные
материалы. Древнейшая форма камина-открытый очаг-популярна до сих пор.
Эпоха РЕНЕССАНСА, сменившая Средневековье,
возродила чувство прекрасного и создала настоящий культ красоты.
Домашний очаг стал рассматриваться не только как средство отопления, но
и как визитная карточка владельца дома, отражающая его состоятильность
и вкус.В богатых итальянских палаццо появились великолепные, отделанные
цветным мрамором камины. Их шатровый верх украшали рельефы, а каминную
полку, изобретённую именно в это время, покрывал резной декор в виде
геральдических символов. С
этого времени убранство каминов обогащается новыми находками, привлекая
пристальное внимание художников, скульпторов и архитекторов.Постепенно
складываются особые стили и направления каминного дизайна.В странах
Южной Европы-Италии, Португалии, Испании и Греции-мастера широко
применяли как резьбу по мрамору, так и отделку порталов изразцами.В
Северной Европе- Франции,Британи,Нормандии-был популялер более строгий
стиль.Камины там выкладывались в основном из сырого кирпича,который
скреплялся известняковым роствором.В знатных домах очаги строили из
резного песчаника, отделывая порталы мраморными или гранитными
плитами.К 16-му веку камины стали выше и шире и могли согревать самые
отдалённые комнаты.
Стиль БАРОККО,
доминирующий в Европе в середине 17-го века, был воплощением роскоши и
парадности эпохи апсолютизма.В это время камины щедро украшали
флорентийской мозаикой,рельефами,лепкой.Увеличелись размеры как
порталов, так и дымосборников.Каминный декор впервые стал
ассиметричным, линии приобрели подвижность и плавность.Популярными
мотивами рельефов были изображения плодов,птиц,животных,играющих
купидонов, а резных орнаментов-вьющиеся растения,такие,как виноградные
лозы,листья аканта, ветки роз.Задняя стенка каминной топки уже
закрывалась декоративной рельефной чугунной панелью.Для облицовки
порталов чаще всего использовался белый мрамор в сочетании с золоченой
бронзой.На каминной полке помещались часы,вазы,скульптуры,заркала и
канделябры,а над очагом-большое зеркало.Перед топкой нередко
устанавливали шелковый каминный экран в деревянной позолоченной раме.
Его рисунок просвечивался пламенем,создавая дополнительный декоративный
эфект и,кроме того,такой элемент убранства рассеивал жар огня.
В первой половине 18-го века на смену театральной причудливости и массивности барокко пришел утонченый стиль РОКОКО.
Размеры камина стали миниатюрнее, а его декор-более легким, хотя и
таким же щедрым в убранстве.Основой орнаментов стали s-образные линии в
сочетании с изящными барельефами.
С приходом в Европу КЛАССИЦИЗМ вернулись
строгие пропорции,четкие линии и подчеркнутая монументальность форм
античных времен.Центром развития новой стилистики стала Англия.Камин в
англиском духе-это спокойная сдержанность,элегантность и
простота.Огромный, доходящий до потолка, он обычно был облицован
изразцами или природным камнем, опоясан каминной доской из тёмного
дерева и снабжен вешалкой для аксессуаров-бронзовых щипцов,кочерги и т.
д.Основное отличие англиских классических каминов-п-образный портал и,
как правило, открытая чугунная топка.
В эпоху првления Наполеона Бонапарта возник новый стиль, именуемый АМПИР.
Он стал синтезом английского лаконизма и величия Французской империи.
Ориентиром для архитекторов и художников стал Рим периода расцвета. В
моду тех времён вошли колонны, военные сюжеты. орнаменты с изображением
оружия и лавровых венков.
Но спустя несколько десятилетий европейцев уже
стала утомлять помпезность. Полем для творчества стала простая тихая
жизнь на лоне природы. Соответственно и в каминном деле родился новый
стиль, названный КАНТРИ.Камины уже выкладывали из простого
кирпича, украшали изразцами, а дымоход маскировали под кожухом. Яркими
представителями стиля кантри стали стали голландские образцы.
Конец 19-го века характерезуетсясмелым полётом
фантазии художников. Дизайнерская мысль воплотилась в эклектике,
вобравшей в себя элементы всех предшествующих стилей, а также восточной
экзотики-японской и китайской. Параллельно развивался ещё один
влиятельный стиль — МОДЕРН. Характерные для него изящество
извилистых линий и богатство растительных мотивов реализовались в
отделке каминов с помощью как традиционных, так и новых
материалов-мрамора, бетона, керамики, кованного и литого металла.
Стиль ШАЛЕ - имитация отделки "дикий камень"
придаёт камину первозданный вид. Применяется керамическая
(терракотовая) плитка различных цветовых оттенков. В том же стиле ,что
и камин ,можно оформить и другие элементы внутреннего интерьера ,придав
тем самым состояние завершенности и гармонии.